Эбру - рисования на воде.

Рисунки нарисованы детьми 6 группы БДОУ г.Омска "Детский сад комбинированного вида №160"
под руководством воспитателя Шебуняевой Светланы Ивановны

Эбру - искусство росписи  на воде

Необычная техника рисования по водной глади под названием эбру, также известна как «мраморная бумага» (марморирование). Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом
Рисование в технике эбру очень увлекательное и совсем не сложное занятие, которое отлично развивает не только фантазию, но и чувство цвета. Взаимопроникновение красок позволяет получать непредсказуемые орнаменты, которые больше напоминают рисунок на природных минералах или оперение экзотических птиц, чем результат рукотворного творчества.



Немного об истории возникновения "Эбру"
Корни рисования по воде произрастают из восточного искусства. Хотя само название «эбру» возникло на несколько столетий позже, метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в 9–10 веке в Японии. Страницы древней рукописи, которые сохранились до наших дней, были оформлены листами, выполненными в технике, аналогичной эбру.
Это японское искусство получило название «сумингаши», что в переводе означает «плавающие чернила», и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытавшим божественное вдохновение.
В китайских рукописях 10-го века есть упоминания о декоративной бумаге под названием «дрейфующий песок». А спустя пять веков свой вариант мраморной бумаги появляется и в Центральной Азии, однако доказательств его прямой связи с более ранним японским сумингаши нет.
В исламском искусстве этот метод был распространен под названием «кагазэ абри» (часто просто «абри»), что в переводе с персидского означает «дымчатая бумага». Его можно встретить даже на страницах старинных рукописей Корана. Некоторые турецкие авторы полагают, что слово «абри» может быть связано с турецким «абре» — пестрый, красочный. В Иране этот вид рисования известен как «абру-бад» («облака и ветер»).
В Турции, Персии и Индии есть своя история эбру – здесь слизистый слой готовили из продуктов растительного производства, а для смешивания красок использовали инструменты напоминающие гребешок для волос или грабельки. Художники выполняли сложнейшие манипуляции, пользуясь разными инструментами в определенной последовательности. Результатом виртуозной работы мастеров становились завораживающие узоры.
Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась уже в 16 веке, термин «эбру» возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор, особенно известно турецкое мастерство в изображении цветочных мотивов.
В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, а также для декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.(материал взят с сайта "Женские увлечения")
 Что нужно для рисования
·         невысокая прямоугольная или круглая емкость;
·         вода;
·         загуститель для эбру в порошке ;
·         краски для эбру 
·         кисти (отдельная для каждого цвета);
·         шило
·         гребешки для эбру(Можно использовать расческу с редкими зубчиками.
·         бумага (не глянцевая).
Как приготовить раствор для эбру
Материалы для рисования на воде Разведите порошок в воде, перемешайте и оставьте на 24 часа. Чтобы основа для рисования получилась однородной, пропустите ее через марлю или сито перед тем как приступить к работе. Накройте раствор газетой на несколько минут – она соберет все микроскопические пузырьки воздуха. 
Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.
В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:
  • желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
  • синий – получают путем добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
  • зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
  • темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
  • черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
  • белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
  • красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.
По всему видно, что краски для эбру полностью натуральные. Но именно из-за этого стоит избегать попадания их в рот и на слизистые оболочки.
Кисти – они должны хорошо вбирать воду. Лучше всего покупать кисти из натурального волоса – белка, колонок. Традиционные мастера эбру пользуются кисточками из конских волос, ручка которых выполнена из обточенного стебля розы.
Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.
Если у вас нет шила, можно воспользоваться любым другим длинным и острым предметом – бамбуковой шпажкой, спицей или цыганской иголкой.
Гребешок – при помощи обычного пластикового гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком
Этапы рисования

1.   Прежде всего, готовим материалы  для будущей картины. Берем емкость размером с лист А4 и заливаем заранее подготовленную жидкость. Для начинающих в самый раз.
2.   Фон создается также художником. Обычно берется несколько цветов для большего контраста. При помощи кисточки в произвольном порядке краска попадает на воду и расходится. Далее можно нанести узор при помощи шила или гребня. Некоторые художники заканчивают на этом этапе, создавая фон для будущих работ.
3.   Основной рисунок. На этом этапе наносится главный узор – человеческие фигуры, животные, птицы, предметы обихода и многое другое. Интересно выглядят работы с изображением домов и архитектуры. Дома приобретаю необычные черты футуристических картин будущего. Для новичка полезно начать знакомство с данной техникой рисованием простых фигур и цветов.
4.   Перенос рисунка. Важный и ответственный процесс. Важно не только сделать это аккуратно, но и выбрать подходящую бумагу. Она должна быть плотная с фактурой. Не смотря на внешнюю красоту глянцевого листа, он не подойдет, так как рисунок не впитается. Как только вы нанесли рисунок, положите лист сверху и немного поддержите, чтобы краска (не вода!) впиталась, после чего снимите готовую работу. Это следует делать достаточно быстро.
Эбру для дошкольников

 Во 2младшей группе детям даются первичные представления об искусстве рисования на воде.
Вместе с детьми делаем первые шаги-учим создавать коллективные работы с помощью кисти (набрызг).
Работа проходит 1 раз в месяц.
Дети учатся видеть красоту цвета, находить похожие цвета в природе, в одежде людей.

В средней группе дети продолжают осваивать технику Эбру. Рисуют 1 раз в месяц.
Формируется навык пользования палочкой для рисования, нанесения одного цвета на другой.
Закрепляется умения правильно держать кисть.
Рисуем по кругу, справа на лево и наоборот.
Старший дошкольный возраст.
Это возраст наиболее активного рисования. Каждый месяц дети создают по 2-3 рисунка. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. По рисунку можно судить об эмоциональном состоянии дошкольников. Рисование на воде позволяет развивать воображение, стимулирует стремления к самовыражению. Развивает способность наблюдать.
Формирует умение организовать свое рабочее место, готовить все необходимые материалы для рисования.
Дети закрепляют названия уже известного цвета и учат новые цвета (фиолетовый) и оттенки (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый).
 Учатся создавать рисунок в емкостях разной формы и размеров.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

  Фестиваль мастер-классов "Инновационные технологии дошкольного образования" 15 мая на базе БДОУ г. Омска "Детский сад комби...